Последние статьи
· С днём Победы!!! (До...
· " В мире музыки" (Ше...
· "Неуправляемый ребён...
· "Рекомендации для ро...
· Развиваем чувство юм...
Темы форума
Новые темы
· День воспитателя и в...
· Очередь в детский сад
· Перевод в ваш МАДОУ
· Новый Год в ДС
· Результаты конкурса ...
Обсуждаемые темы
Нет тем
Баннеры
 

конкурс сайтов  

 

Проблемы речи в дошкольном возрасте

 

- Для начала, родителям, наверно, нужно представлять по каким этапам происходит развитие речи у дошкольника, давайте попробуем выделить эти этапы.

 

 

Когда рождается ребёночек, мама на него смотрит внимательно, радуется ему и к 2-3 месяцам замечает, что появляется гуление.  В 7-8 месяцев у нормально развивающегося ребёнка появляется лепет. К сожалению, бывает так, что он не возникает. Здесь нужно определить группу риска деток. У малышей с нарушением слуха его нет. Ребёнок не слышит себя, обратная связь не осуществляется, он не лепечет, нет «абу», «ату»,  «аму», « агу». Вот тогда впервые и нужно задуматься родителям. К году появляются первые слова на радость мамам, папам: « па», « ба»,  «ма» - уже осмысленные. «Мама» - это будет мама, а не просто слоги, «папа» – это папа и так далее.  Бывают дети  с более ранним  или поздним развитием, но в среднем, такая речь появляется к полутора годам.  Затем возникают фразы. В 1.5-2 года фраза простенькая:  «мама хочу пить, дай суп».  Но она развивается, становится полной, красивой. К 4 годам ребёнок владеет полной, красивой фразой. К 5 годам у хорошо развитых детей  фраза – почти как у нас с вами. Окончания ребёнок произносит правильно, не опускает предлоги, не переставляет слоги. Не говорит скомкано, может выразить свою мысль, и речь его понятна. Допускается, что пару звуков он может не говорить, но к 5 годам  он скорее всего их сам заговорит. В целом  такие этапы.

 

 

- А играет ли роль половая принадлежность детей? Есть мнение, что девочки начинают говорить раньше.

Особой разницы нет, но у мальчиков речевых патологий больше. В логопедической группе детского сада из 12 человек будет 9 мальчиков. Такое явления наблюдается всегда.

- Когда первый раз следует показать ребёнка логопеду?

Если родителей ничего не беспокоит в речи ребёнка, то показать его логопеду желательно за год до школы, то есть в 5 лет, чтобы было время скорректировать нарушения.  Родители привыкают к речи малыша и иногда не замечают некоторые неправильно произносимые звуки. Но если мама с папой обеспокоены развитием речи ребенка, то лучше обращаться  к логопеду в 3 года. Стимулировать  речь крохи словами “давай, скажи, что ты молчишь? Вот, опять он молчит” невозможно. Я бы советовала родителям погрузить ребёнка в речевую среду с рождения, причем разговор не идёт о телевизоре или телефоне. С ребёнком нужно разговаривать, когда его кормишь, одеваешь, купаешь, рассказывать ему сказки с малышового возраста, петь песенки. Достаточно просто озвучивать свои бытовые действия. Даже в период гуления внимательная мама обязательно заметит ответ, трёх месячный малыш может отвечать абсолютно точно, используя мимику и жесты.

- Начитанные родители говорят, что ни в коем случае нельзя повторять неправильно, неточно произнесенное малышом слово. Нужно говорить с ребенком правильно изначально. Согласны ли Вы с этим? Подыгрываем мы ребёнку или всё-таки сразу называем вещи своими именами?

Делать вид, что мы не понимаем ребёнка,  нельзя, пропадёт интерес. Необходимо выразить свое понимание и добавить после этого, что, например, «это яблоко, ты молодец, что просишь яблоко». Нужно ребёнка поощрять, поддерживать. Продолжайте играть с ним, разговаривать, машина- «бибика» пусть останется «бибикой». Но на «бибику» говорите ему:  « да – это машина, молодец». Рассматривайте книжки, спрашивайте, пробуйте задавать вопросы. Если ребенок не может ответить, то задавайте такой вопрос, чтобы он мог показать пальцем. Показали, потом переспросите его, чтобы видеть и чувствовать ответную реакцию.

- Что делать с «гортанным» произношением звука «р» на французский манер?

Родители сами звук “р” поставить не могут. Это частый дефект, но его можно исправить , занимаясь с логопедом, который покажет артикуляционную гимнастику. Нередко такое произношение, на французский манер, появляется, когда родители форсируют события, просят порычать ребёнка в 2 года как тигр: “рррррр”. Ребёнок пробует произнести, и рождается гортанный звук. Не торопите ребёнка произносить сложные для него звуки.


- Важно ли родителям уметь делать артикуляционную гимнастику или заниматься ею лучше со специалистом?

 

 

Важно проконсультироваться со специалистом, а работать  можно и дома. Но просто, прочитав книжку, Вы не поймете, что действительно важно, на что нужно обратить внимание. «Зарядка для языка» - так её называют родители, делается с широко раскрытым ртом. Физически это трудно. Студенты ГИТИСа   говорят, что после такой зарядки, будто потаскал мешки.  Если нужно показать язык, то он должен быть длинный-длинный. Зарядку нужно делать с максимально широко раскрытым ртом и напряжением, только так тренируются мышцы. Стимулируйте ребенка похвалой, игрушками. Это настоящая работа и ее необходимо поощрять.

 

 

- Сколько времени необходимо уделять артикуляционной гимнастике?

 

 

Дети могут ей заниматься 15 минут, не более. Например, утром с логопедом, а вечером  - дома с родителями. Если есть возможность делать эту зарядку несколько раз в день, то сеансы можно сократить до 5-7 минут. Важно, чтобы соблюдалась ежедневность.

 

 

- Что делать, если ребёнок переворачивает слова, говорит их наоборот? Например, не “кот”, а “ток”?

 

 

Это нарушение слоговой структуры. Работать с таким дефектом логопеду приходится довольно долго, потому что дети, как правило, не слышат своего дефекта, при физически нормальном слухе. То есть ребёнок прекрасно слышит шёпотную речь, громкую речь на любом расстоянии, а именно звуки речи, воспринимает недостаточно хорошо. Нужно исправлять: « Скажи вместе со мной “Ра-ду-га”. Можно параллельно прохлопать, простучать, тем самым развить общее чувство ритма, оно поможет. Можно пропевать: развивается и голос и дыхание.

 

 


- Существуют  специализированные логопедические детские сады. С какими патологиями нужно обращаться именно в такую группу?

Логопедический сад для ребёнка, имеющего речевые нарушения – это очень хорошо, на мой взгляд. Родители часто тревожатся, боятся отдавать туда ребёнка, думая, что он станет говорить ещё хуже. Это не так. В логопедических садах логопед работает вместе с профессиональным воспитателем, который тоже специально обучен для работы с такими детьми. Занятия логопед проводит часто, 2-3 раза в неделю берёт ребёнка, а всё остальное время, которое ребёнок проводит в саду, постоянно сопровождается речью. И воспитатель и логопед следят за звуками.

- Но не повлияет ли отрицательно акцентирование внимания  ребёнка на дефекте речи? Не породим лм мы у детей неуверенность в собственных силах?
Такова методика, что обращать на это внимание придётся очень активно, иначе поставленный звук, тот который ребёнок говорить не умел, а его научили, не введётся в речь. Как говорят специалисты, он  останется «кабинетным». То есть  у тёти в кабинете малыш поговорил звук “р”, вышел и не говорит. Мы должны   активно вводить его в речь, то есть  говорить с ребенком дома, поправлять, исправлять, учить чистоговорки, спрашивать: « какой ты звук научился говорить?» Поощрение спасёт от комплексов и проблем.

- Что бы Вы порекомендовали  для родителей и малышей?
С детьми нужно больше заниматься самим, не таскать его с годика по центрам раннего развития, а задавать вопросы, читать книжки, играть в речевые игры, придумывать рифмы, всевозможные истории. Главное общаться со своим малышом и любить его.

Татьяна Чичиланова

 

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Версия для слабовидящих
 

 
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Фото
Лето в саду

Лето в саду

Лето в саду

Лето в саду

Лето в саду

Сейчас на сайте
· Гостей: 1

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 300
· Новый пользователь: wetmax